А.С. Новомейский
(Свердловский пединститут),
И.
M. Гольдберг
(1-я городская больница, г.Нижний Тагил),
Н.
Г. Свинина
(Нижне-Тагильский пединститут).

ЛИЧНОСТЬ И КОЖНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ

О формировании кожно-оптического чувства у человека

Кожно-оптическое чувство является одним из компонентов высокой сенсорной одаренности человека. Однако в научной литературе вопрос о формировании этого чувства у человека до сих пор не получил достаточного освещения. Более того, и сейчас порою еще встречаются лица, сомневающиеся в реальности этой способности (62). В настоящей статье мы поставили задачу на основе имеющихся у нас экспериментальных данных рассмотреть следующие вопросы:

1) скорость формирования кожно-оптического чувства у человека,

2) уровень развития этой чувствительности у отдельных людей и ее познавательные возможности,

3) связь способности кожно-оптического восприятия с общей одаренностью человека.

* * *

Скорость формирования кожно-оптического чувства и его познавательные возможности у разных индивидуумов весьма различны. Интересные данные можно получить, анализируя, прежде всего, опыт Розы Кулешовой. О развитии способности кожно-оптического восприятия у Розы Кулешовой имеется уже значительная литература, опубликованная как в Советском Союзе, так и за рубежом. (28), (6), (59), (7), (8), (2), (15), (17), (25), (26), (29), (30), (35,), (40), (41), (45), (46), (47). В процессе формирования кожно-оптического чувства Роза Кулешова прошла два основных этапа. Первый этап, затянувшийся на несколько лет, был временем формирования у нее контактной кожно-оптической чувствительности. К осени 1962 года она уже умела читать с помощью подушечек пальцев правой руки обычный плоскопечатный текст, распознавала на ощупь цветовые тона бумаги и тканей и воспринимала пальцами содержание картинок и рисунков. На втором этапе (1962 1963 гг.) она научилась дистантному распознаванию цветовых тонов и графических форм с помощью руки; Одновременно у нее стало развиваться так называемое проникающее свойство кожная интроскопия, позволяющая ей распознавать цветовые тона через различного рода среды. В последствии (1964 год), в связи с обострением заболевания и прекращением тренировок, кожно-оптическое чувство у Розы Кулешовой угасло почти полностью.

Рассмотрим, наиболее достоверные, на наш взгляд, данные, полученные в опытах с Розой Кулешовой в городе Нижнем Тагиле в то время, когда она еще систематически тренировала свою способность (ноябрь декабрь 1962 года). Эти эксперименты показали, что кожно-оптическое восприятие у Розы Кулешовой в то время существенно зависело от характера предъявляемых раздражителей. Ей предъявлялись целлулоидные пленки ярких хроматических тонов, полированные пластмассовые дощечки, пуговицы, металлические пластинки и цветные стекла. Роза Кулешова ни в одном из этих случаев не могла на ощупь определить цвет предъявленных образцов. Однако, когда подушечки пальцев у нее оказывались над выбоинами, нанесенными на полированную поверхность раздражителя, она тотчас правильно распознавала цвет. Равным образом она правильно определяла цвет после того, как полированную поверхность образца превращали в матовую. В этих же опытах обнаружилось, что испытуемая не может определить цвета через прозрачную скользящую среду и при наличии ряда других условий (см. таблицу 1).

Распознавание цвета объектов в различных условиях предъявления.

Цветные образцы

Условия и результаты
кожно-оптического восприятия

Возможность распознавания цвета
с помощью глазного зрения

1. Цветной медицинский порошок, рассыпанный на столе.

Непосредственно путем осязания определить цвет порошка не может.

Цвет порошка на глаз распознается хорошо.

2. Цветной медицинский порошок, рассыпанный на столе и прикрытый сверху листом белой бумаги.

Через лист белой бумаги правильно определяет на ощупь цвет медицинского порошка.

Цвет порошка через лист белой бумаги визуально определить трудно.

3. Цветная бумага, прикрытая сверху прозрачной целлофановой пленкой.

Через целлофановую пленку цвета образцов определить не может, различает лишь разницу по светлоте и границы между цветовыми тонами.

На глаз цвета через целлофановую пленку различаются отчетливо.

4. Надпись, напечатанная латинским шрифтом. Сверху целлофан. пленка.

Через целлофановую пленку буквы не воспринимает.

Визуально через целлофан буквы различаются отчетливо.

5. Раскрашенная коробка с изображением фигур и орнаментов, сверху обтянутая целлофаном.

Цветовые тона через целлофан определить не может, но отличает более светлые и более темные тона.

Визуально через целлофан цветовые тона различаются отчетливо.

6. Листы цветной бумаги, поверх которой положен один слой марли.

Цвет бумаги через марлю определить не может. Указывает, что марля мешает.

На глаз цвет бумаги через слой марли виден хорошо.

7. Цветные листы, поверх которых положена белая бумага.

Цветовые тона через белую бумагу пальцами определяются правильно.

На глаз цветовые тона через белую бумагу различить трудно.

8. Цветные листы, поверх которых положена калька матовой стороной вверх.

Цветовые тона через матовую сторону кальки определяет точно.

На глаз цветовые тона через кальку мутнеют.

9. Цветные листы, поверх которых положена калька глянцевой стороной вверх.

Цветовые тона через глянцевую сторону кальки определять не может.

На глаз цветовые тона через кальку мутнеют.

10. Цветные листы, покрытые папиросной бумагой.

Через папиросную бумагу цветные образцы определяются правильно.

Через папиросную бумагу видно несколько хуже, чем без нее.

11. Цветные образцы, покрытые красной копиркой, матовой стороной вверх.

Через красную копирку, обращенную матовой стороной вверх, цвета определяются правильно.

Цветовые тона образцов через красную копирку определить невозможно.

12. Цветные образцы, покрытые копиркой глянцевой (окрашенной) стороной вверх.

Через копирку красного цвета, обращенную глянцевой (окрашенной) стороной вверх определить цвета образцов не может.

Цветовые тона образцов имеют тот же вид как и в случае, когда копировка обращена матовой стороной вверх.

13. Гофрированная волнистая цветная бумага.

Определить цвет гофрированной бумаги затрудняется.

Цвет гофрированной бумаги на глаз виден отчетливо.

Приведенный материал позволяет сделать, по крайней мере, три вывода.

Во-первых, сама по себе прозрачность поверхностной среды не была в то время обязательным условием для распознавания испытуемой признаков цвета. Через такую прозрачную среду, как целлофан, она не умела распознавать цвета контактным путем, а через мутную кальку и белую бумагу цвета определялись ею точно.

Во-вторых, поверхность, вызывающая резкие ощущения шероховатости, липкости или скольжения (рассыпанный порошок, слой марли, калька с отверстиями, красящий слой копирки, глянцевая сторона кальки целлофановая пленка), препятствовала распознаванию на ощупь признаков цвета.

В-третьих, фактический материал опровергает мнение некоторых журналистов, что Роза во время этих опытов пользовалась подглядыванием. Материал таблицы показывает, что именно тогда, когда легче всего было бы опереться на подглядывание (опыты с применением целлофана, марли, кальки с отверстиями), Роза не могла определять цвет с помощью пальцев руки. В других же случаях, когда возможность зрительных ощущений' была ограничена (распознавание через белую бумагу, красную копирку, кальку и пр,), определение цвета осуществлялось успешно.

Впоследствии Роза Кулешова определяла признаки цвета через стекло, фольгу и другие прозрачные и непрозрачные среды (8), (29), (59), (31), (32), (40).

Важно отметить, что опознавательными признаками для определения цвета у Розы Кулешовой выступали не зрительные ощущения, а образы кожной чувствительности: различия тактильного и кинестетического порядка (7), (8), (28), (35).

Если Роза Кулешова выработала у себя способность кожно-оптического восприятия в известной мере самостоятельно, то уже все остальные феноменальные случаи, обнаруженные на Урале, были результатом экспериментальной тренировки.

Способности Нади Лобановой в Верхней Пышме были развиты Я. Р. Фишелевым (60), (61), (16).

Способности Василия Б. и Геннадия Г. в Нижнем Тагиле сформировались в опытах, проводимых А. С. Новомейским (31), (33), (37), (53).

Умения Тамары Кучиной в Свердловске были сформированы в опытах С. Н. Добронравова (13), (16).

Кожно-оптическая одаренность Тани Дайбель развилась в экспериментах, проводимых Н.Г. Свининой (44). Наконец, способности кожного «зрения» у двух школьниц Наташи Тихомировой и Лили Кузьминой были выработаны в Свердловске В.П. Сюзевым (39).

Способность кожно-оптического восприятия у всех перечисленных выше испытуемых была нестойкая и быстро ослабевала с прекращением тренировок, Последнее обстоятельство еще раз подтверждает, что распознавание цвета и формы с помощью руки никак не было связано с возможностью угадывания или подглядывания. Вместе с тем, у всех испытуемых кожно-оптическое восприятие было сформировано довольно быстро за несколько месяцев. Все они опирались на более совершенные, чем Роза Кулешова, опознавательные признаки цвета. По данным опроса испытуемых, кодом для них служили тактильно-кинестетические и температурные признаки цвета, изменяющиеся по силе своего действия в соответствии со схемой цветного оптического круга (см. таблицу 2).

Тактильно-кинестезический и температурный коды

при распознавании признаков цветов

Цветовые тона

Контактный код

Дистантный код

КРАСНЫЙ

Значительное сопротивление движению пальцев. Вязкий цвет, самый теплый на ощупь.

Горячий цвет. В воздухе жжет, дышит теплом. Сильно притягивает к себе ладонь на расстоянии.

ОРАНЖЕВЫЙ

Сопротивление движению пальцев меньшее, чем у красного. Шероховатый цвет. Теплый, но не горячий.

Теплый цвет. Греет ладонь, но меньше красного. Притягивает к себе ладонь, но менее интенсивно, чем красный.

ЖЕЛТЫЙ

Слабое сопротивление движению пальцев. Ощущение скольжения. Легкий и мягкий цвет. Чуть-чуть теплый.

Чуть теплый. Иногда на границе тепла и холода. Слегка притягивает к себе ладонь.

ЗЕЛЕНЫЙ

Нейтральный, неопределенный по тактильным признакам цвет. По температуре не теплый и не холодный.

Нейтральный по температуре цвет. Раздражает, но четких ощущений тепла или холода нет. Не притягивает и не отталкивает.

ГОЛУБОЙ

Гладкий, твердый цвет. Пальцы по поверхности движутся свободно. Отдает прохладой.

Прохладный. Слегка отталкивает ладонь в воздухе.

СИНИЙ

Тормозит движение пальцев. Холодный на ощупь цвет.

Холодный. Отталкивает ладонь в воздухе сильнее голубого

ФИОЛЕТОВЫЙ-

Липкий цвет. Сильно тормозит движение пальцев. Обдает холодом.

Морозит, самый холодный. Сильнее других отталкивает ладонь. в воздухе

Таким образом, испытуемые использовали коды, позволяющие опознать с помощью кожных рецепторов признаки основных цветов спектра.

Остановимся более подробно на уровне развития кожного зрения у Нади Лобановой, слепой школьницы, имеющей остаточное светоощущение, но не различавшей цвета в отраженном свете. Надю Лобанову тренировал в школе для слепых детей в г. Верхняя Пышма доцент Я.Р. Фишелев. За 5 месяцев (с мая по октябрь 1963 года) девочка научилась различать пальцами признаки цвета бумаги и конфигурацию крупных букв. Несколько позже она начала читать рукою типографский текст (60), (61), (16). У нее в равной степени развивалась как контактная, так и дистантная кожно-оптическая чувствительность. Осенью 1963 года один из авторов этой статьи (А. С. Новомейский) провел в Верхней Пышме с Надей Лобановой ряд контрольных опытов с применением картонного экрана, отгораживающего голову от работающих рук. Подглядеть в этих условиях не мог бы и зрячий человек. Контрольные опыты показали, что у школьницы к этому времени уже сформировались хорошие способности кожно-оптического восприятия.

1). Кожно-оптическая чувствительность достигла у испытуемой такого уровня развития, что позволяла дифференцировать с большой точностью и скоростью как близкие, так и отдаленные по отношению друг к другу цветовые тона. В течение семи контрольных занятий, проводившихся в период с 18 сентября по 17 декабря 1963 года, испытуемой было предъявлено в случайном порядке и в различной последовательности 135 незнакомых ей по фактуре и по составу красителей оттисков цветных типографских красок (красные, оранжевые, желтые, зеленые, голубые, синие, фиолетовые, пурпурные, розовые, черные, коричневые и серебристые образцы). Ошибок при распознавании этих цветов практически не было (только один раз черный цвет назвала коричневым). Однако новые цвета, которые никогда ранее ею не распознавались рукой, она назвать без тренировки не могла. В этих случаях она просто называла цвет темным или светлым, теплым или холодным. Каждый цветной образец распознавался ею в среднем со скоростью в 1 2 секунды. Но некоторые образцы распознавались со скоростью в 0,2 секунды.

2) Испытуемая могла различать признаки цвета бумаги не только непосредственно путем прикосновения к цветной поверхности, но и опосредованно через различного рода твердые и жидкие среды.

Так, например, школьница точно распознавала цвета бумаги через простое и органическое стекло толщиною в 0,5см. Причем через органическое стекло цвета распознавались быстрее и легче, чем через простое стекло. Средняя скорость распознавания цвета через органическое стекло составляла 3—4 секунды, через простое стекло 5—6 секунд. Точно определяла испытуемая цветовые тона через слои воды и бензина толщиною в 1 см. При этом через бензин цвета определялись быстрее (2 3 секунды), чем через воду (5 6 секунд). Рука испытуемой во время распознавания цвета через бензин находилась выше над поверхностью жидкости, нежели при распознавании через воду. Между тем, вода была прозрачнее бензина. По словам испытуемой, через бензин цвета было распознавать легче, чем через воду. Было также замечено, что сама температура жидкости не влияет существенно на процесс распознавания через нее цвета. В контрольных опытах Надя Лобанова с одинаковым успехом распознавала цветную бумагу через горячую, холодную и теплую воду. Лишь при наличии кипящей воды ей приходилось несколько выше поднимать ладони. Определялись ею правильно цветовые тона и через плотный слой снега.

3) У испытуемой в контрольных опытах выявилась способность кожно-оптической интроскопии. Она определяла цвета через непрозрачную для зрения белую бумагу, а также через расположенные друг над другом несколько слоев мутной кальки, образующей покрытие, через которое глазом цвет совершенно не различается. Положительный результат дали опыты и по различению цвета плотной бумаги через цветные копирки и цветные стеклянные светофильтры. Глазом в этих условиях цвета подложенных образцов определить было нельзя.

Таким образом, способность кожно-оптического восприятия признаков цвета у Нади Лобановой в результате тренировок достигла к тому времени довольно высокого уровня.

Большой интерес представляют и данные о формировании у испытуемых процесса кожно-оптического чтения. На Урале известно шесть человек, у которых удалось развить, хотя и на короткий срок, способность чтения с помощью руки крупного плоскопечатного текста, двое из них (Роза Кулешова и Тамара Кучина) читали преимущественно контактным способом (59), (40), (7), (13). Другие испытуемые (Аркадий Авдеев, Геннадий Г. и Таня Дайбель) воспринимали буквы и цифры дистантным способом, ведя ладонью над текстом на расстоянии 3 4 см. (31), (37), (20), (44). Наконец, Надя Лобанова научилась читать слова и числа как контактным, так и дистантным способом (61), (16).

В качестве типичного случая рассмотрим, как формировалась эта способность у испытуемой Тани Дайбель. Испытуемая ученица 9-ro класса школы 32 г. Нижнего Тагила. Ее тренировала Н. Г. Свинина. С ней было проведено'20 занятий с января по июнь 1965 г. В опытах с целью концентрации внимания на глаза испытуемой надевалась черная наглазная повязка на вате. Возможность же подглядывания исключалась применением непрозрачных экранов, отгораживающих раздражитель от головы испытуемой. Чаще всего применялось экранирование самого раздражителя, на который накладывались непрозрачные покрытия различного рода: тонкие металлические пластины, резиновые листы и пр. Испытуемая во время подготовки опыта поворачивались спиной к экспериментатору. Сам же экспериментатор в ряде опытов, не смотря на текст, наугад закрывал страницу из букваря непрозрачной пластиной. Иными словами, применялся принцип «двойного незнания» ни испытуемый, ни экспериментатор не знали содержания текста, находящегося под непрозрачной средой. Кратко опишем ход каждого занятия в отдельности.

3анятие1. 23 января 1965 г. Испытуемая с отключенным зрением находит ладонью на расстоянии 3—4 см от поверхности стола местоположение карточек с изображением букв с высотой знака в 6 см. Она различает ладонью тепловые контуры букв «0», «Х», «Ч». Буквы ощущаются в виде чувствования на ладони характерных поперечных и продольных линий, соответствующих конфигурации буквы.

Занятие №2. 30 января 1965 г. Раздражители вырезанные из цветной бумаги цифры с высотой знака 5 см. Цифры помещаются в плотно закрывающийся деревянный ящик на черную шелковую ленту, натянутую на расстоянии 3 см. Ниже крышки ящика. В крышке ящика непосредственно над шелковой лентой вырвано отверстие, покрытое непрозрачной розовой резиной. Испытуемая по признакам тепловых контуров, возникающих.на ладони, распознает через резину двухзначные числа, составленные из цифр «и «1».

3анятие №3. 10 февраля 1965 г. На металлическую пластину кладутся черные бумажные конверты, внутри которых помещаются цифры «и «0», изображенные черной тушью на белых квадратиках. Испытуемая четко чувствует различия в предъявленных знаках.

Занятие №4. 12 февраля 1965 г. Внутри черных конвертов помещаются знаки «и «3». Испытуемая на расстоянии различает ладонью их контуры и дифференцирует с точностью 80% на 10 предъявлений. На шелковой ленте внутри описанного выше деревянного ящика выкладываются в случайном порядке знаки «и «0». Через резину испытуемая дифференцирует дистантно знаки с точностью 100% на 10 предъявлений. Затем в этих же условиях с точностью 80% дифференцирует цифры «1», «0», «2» и «3».

3анятие №5. 20 февраля 1965 г. Применяется рупор из металла (белая жесть), нижнее и верхнее отверстие которого закрываются металлическими пластинами. На дне металлического рупора на расстоянии 45 см от его верхнего отверстия в случайном порядке выкладываются три черных знака: две «точки» и одно «тире». Размеры знаков от 1 до 2 см. Испытуемая во всех 10 предъявлениях, не касаясь металлической пластины наверху рупора, правильно дифференцировала «точки» и ире". Без применения же рупора она определить рукою на высоте 45 см указанные знаки не могла.

3анятие №6. 12 марта 1965 г. На дно рупора кладутся цифры, вырезанные из обычного перекидного календаря. Верхнее отверстие рупора покрыто металлической пластиной. Предъявляются 11 раз цифры «1», «и «7». Десять раз подряд цифры дифференцируются правильно. Цифру «чувствует как вертикальную палочку на ладони, « как кружочек, « сверху на ладони ощущается горизонтальная палочка, а сбоку вертикальная палочка.

Занятие 7. 13 марта 1965 г. Внутри деревянного ящика на натянутой черной шелковой ленте выкладываются из цифр «1», «0», «и «3» многозначные числа. Испытуемая правильно 11 раз подряд читает их на расстоянии через алюминиевую фольгу, покрывающую отверстие в крышке ящика.

Занятие №8. 27 марта 1965 г. Занятие проводится в тех же условиях. Испытуемая тренируется в различении цифр «2», «и «6». Отмечает трудность дифференцировки из-за сходства в конфигураций цифр.

Занятие №9. 29 марта 1965 г; Учится дифференцировать в тех же условиях цифры «и «9».

Занятие №10. 2 апреля 1965 г. Между двумя металлическими пластинами выкладываются числа, составленные из цифр «и «6». Испытуемая правильно читает числа через металл.

Занятие №11. 3 апреля 1965 г. Закрепляется дифференцировка цифр «4» и «5».

Занятие №12. 17 апреля 1965 г. Тренируется в процессе чтения многозначных чисел, составленных из различных цифр.

3анятие №13. 27 апреля 1965 г. На дне металлического рупора выкладываются многозначные числа: «2429», «3114», «2830». Верхнее отверстие рупора покрыто алюминиевой фольгой. Все числа прочитала верно.

Занятие №14. 4 мая 1965 г. Учатся читать через латунную пластину слова, составленные из разрезной азбуки. Правильно прочитала слова «Ворс», «Порт»; «Торт», «Ворот».

Занятие №15. 31 мая 1965 г. Тренировка в чтении слов. Прочитала текст, вырезанный из букваря и вложенный в черный конверт: «Мама мыла рамы. А Саша сама мыла...» Конверт лежал на металлической пластине. Прочитать текст, вложенный в белый почтовый конверт, не смогла.

Занятие №16. 1 июня 1965 г. Учится читать рукою слова и фразы со страниц букваря.

Занятие №17. 10 июня 1965 г. Учится различать через алюминиевую фольгу местоположение надписей, рисунков и заголовков на страницах букваря. Прочитала часть фразы из текста, вложенного в черный конверт: «Не ваше дело...».

Занятие №18. 14 июня 1965 г. Тренируется в распознавании границ между текстом и рисунками на букваре. Отмечает, что лучше всего границы чувствуются через розовую резину.

Занятие №19. 15 июня 1965 г. Тренируется в чтении текста букваря через алюминиевую фольгу и резину. Через фольгу прочитала фразу «Около хаты Тамара». Через резину прочитала: «У Тамары тачка. А там Рома».

Занятие 20. 17 июня 1965 г. Текст кладется на матовую металлическую пластину и сверху покрывается розовой резиной. В этих условиях прочитала фразы: «У нас Пушок. Наш Пушок шалун. На, Пушок, супу».

Таким образом, в течение 20 занятий удалось сформировать у испытуемой навыки восприятия через непрозрачные среды изображений букв и цифр.

* * *

Возникает вопрос, каков же характер общей одаренности у лиц, описанных в настоящей статье. Изучение личности испытуемых показало, что все это лица с одаренностью к художественной деятельности. Надя Лобанова одна из наиболее музыкально-одаренных учениц школы-интерната для слепых детей. Взрослые слепые и слабовидящие Василий Б. и Геннадий Г. музыкально-одаренные люди, баянисты, участники хора слепых. Таня Дайбель увлекается музыкой, знает произведения многих композиторов.

Связь с музыкальными способностями и вообще с более общей сенсорной одаренностью (в области живописи, танцев, гимнастики и т. п.) была замечена нами у всех самых сильных в кожно-оптическом восприятии испытуемых. Так, Наташа Тихомирова и Лиля Кузьмина были первоклассными гимнастами. Аркадий Авдеев и Борис Малинин были художниками-живописцами и в то же время хорошими спортсменами (31), (32). Лариса Леонова сочетала в себе одновременно способности художника-живописца, спортсмена и балерины (31). Тамара Кучина была чертежницей (13), (16). Наконец, Роза Кулешова обладала некоторыми способностями в области поэзии и художественного творчества (7), (8).

Связь способности кожно-оптического восприятия с более общей сенсорной одаренностью человека обнаруживается и в массовом эксперименте. По данным Е. С. Григорьевой, в отборочном эксперименте, проведенном среди учащихся старших классов, наилучшие показатели обнаружили ученики с высокой сенсорной одаренностью (10). Аналогичные результаты получены одним из авторов этой статьи (А. С. Новомейским). В течение 1963 1966 гг. им было проведено через отборочный эксперимент более 200 студентов различных факультетов Нижне-Тагильского и Свердловского пединститутов. В результате оказалось, что на математическом факультете кожно-оптическая одаренность выявляется примерно у одного студента из 12 человек. Среди студентов художественно-графического факультета примерно у каждого шестого человека. Наконец, среди студентов музыкального факультета примерно у -каждого пятого человека.

 

Выводы

 

1).Кожно-оптическое чувство — компонент более общей сенсорной одаренности человека. Оно проявляется преимущественно у лиц с хорошо развитыми кожным и двигательным анализаторами. Нарушения в работе зрительного анализатора не препятствуют развитию этого чувства.

2). Способность кожно-оптического восприятия у одаренных в этой области лиц развивается сравнительно быстро не только в детском возрасте, но и у взрослых. При отсутствии систематических тренировок это чувство легко разрушается.

3). Познавательные возможности кожно-оптического восприятия весьма обширны. Оно позволяет отображать признаки цвета и графической формы в условиях, недоступных для глазного зрения.

4). Кожно-оптическое восприятие цвета и формы можно использовать в практических целях, прежде всего при обучении слепых. Этой способностью можно также пользоваться для выявления сенсорной одаренности человека.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев Ю.Г., Габов Г.Я. Психологическая конференция в Свердловске. «Вопросы психологии», 1964; 6.

2. Башкирова Г. Девочка-сенсация. «Знание сила», 1964, 9.

3. Белоусов В.Н., Филимонов Ю. М., Колесников Н. И. К вопросу о физической природе кожно-оптического чувства. Вопросы психологи личности и познания». Тезисы докладов на научной конференции психологов Урала. Нижний Тагил. 1966.

4. Васильев Л.Л. Таинственные явления человеческой психики, М., 1964.

5. Гилев Д.К. Характеристика тактильных и температурных признаков цвета. «Проблемы кожно-оптической чувствительности». Ученые записки, сборник 33, Свердловский педагогический институт. Свердловск, 1965.

6. Гольдберг И.М. Руки видят. «Советский Союз», 1963, 2.

7. Гольдберг И.М. К вопросу об упражняемости тактильной чувствительности. опросы психологии", 1963, 1.

8. Гольдберг И.М. Феномен Розы Кулешовой. «Проблемы кожно-оптической чувствительности». Ученые записки, сборник ЗЗ, Свердловский педагогический институт, Свердловск, 1965.

9. Гольдберг И.М. Исследование проникающей способности кожно-оптического чувства. «Вопросы психологии личности и познания». Тезисы докладов на научной конференции психологов Урала, Нижний Тагил, 1966.

10. Григорьева Е.С. О выявлении кожно-оптической одаренности у учащихся старших классов специальной школы. «Вопросы психологии личности и познания», Тезисы докладов на научной конференции психологов Урала, Нижний Тагил, 1966.

11. Д е м е н е в а А. Н., К о ч и г и н а А. М. Дифференцирование цветовых раздражителей при помощи кожной чувствительности. «Вопросы психологи личности и познания». Тезисы докладов на научной конференции психологов Урала, Нижний Тагил, 1966.

12. Демирчоглян Г. Кожное зрение. «Неделя», 1 7 марта, 1964.

13. Добронравов С.Н. Проблема кожного «зрения». «Вестник высшей школы», 1963, 8.

14. Добронравов С.Н. «К вопросу о кожном зрении», VI научная конференция Уральского отделения общества психологов при АПН РСФСР, Тезисы докладов, Пермь, 1965.

15. Добронравов С.Н., Фишелев Я.Р. Феноменальная чувствительность кожных рецепторов у человека. Сборник материалов научной сессии вузов Уральского экономического района, Свердловск, 1963.

16. Добронравов С. Н., Фишелев Я.Р. О возможности развития кожного «зрения» у человека. «Известия академии педагогических наук РСФСР», выпуск 133, 1964.

17. Добронравов С.Н., Фишелев Я.Р. «О кожном зрении». Бюллетень экспериментальной биологии и медицины. 1964. 8

18. Кожевников М. М. Проблема кожно-оптической чувствительности. роблемы кожно-оптической чувствительности". Ученые записки, сборник 33. Свердловский педагогический институт, Свердловск, 1965.

19. Коларова 3. И., Мирзоянц Н.С. Неспецифическая реакция кожного анализатора на световое раздражение у детей раннего возраста. «Вопросы психологии личности и познания», Тезисы докладов на научной конференции психологов Урала, Нижний Тагил, 1966.

20. Колесников Н. И., Филимонов Ю. М., Белоусов В. Н. К вопросу о физической природе кожно-оптического чувства. «Проблемы кожно-оптической чувствительности». Ученые записки, Сборник 33, Свердловский педагогический институт, Свердловск, 1965.

21. Константинов Б. Шестое чувство. «Культура и жизнь», 1964, 5.

22. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. АПН РСФСР, М., 1959.

23. Лейтес Н.С., Размыслов П.И. Юбилейная научная сессия Института психологии АПН РСФСР. «Вопросы психологии», 1963, 2.

24. Лидал Д. Я слеп, но я вижу руками (перевод с английского), «Темника молодежи», 1965, 2.

25. Матвеев В.С. Судаков Н. И. Научная конференция Уральского отделения общества психологов. «Вопросы психологии», 1963, 2.

26. Мяч Н. Цвет на ощупь. «Урал», 1963, 3.

27. Никифорова Т. Видят ли пальцы? «Жизнь слепых», . 1963, № 8-9.

28. Новомейский А. С. Научные изыскания психологов на Урале. «Наука и жизнь», 1962, 11.

29. Новомейский А.С. Кожно-оптическое чувство свойство многих людей. «Наука и жизнь», 1963, 2.

30. Новомейский А. С. Цвет и свет на ощупь. «Техника молодежи», 1963,  4.

31. Новомейский А. С. О природе кожно-оптического чувства у человека. «Вопросы психологии», 1963, 5.

32. Новомейский А. С. Роль кожно-оптического чувства в сознании. «Вопросы философии», 1363, 7.

33. Новомейский А. С. Распознавшие цвета на ощупь. «Жизнь слепых», 1963, № 8 - 9.

34. Новомейский А. С. Образная память и типы познавательной информации. «Тезисы докладов на П съезде Общества психологов». Выпуск 1, Общая психология, М., 1963.

35. Новомейский А. С. Свет и цвет на ощупь. Сборник «Эврика. 1964». М., 1964.

36. Новомейский А. С. Новые данные о кожном «зрении» у человека. Сб. «VI научная конференция Уральского отделения общества психологов при АПН РСФСР». Тезисы докладов, Пермь, 1965.

37. Новомейский А. С. Из опыта формирования кожно-оптического чувства у незрячих людей. «Проблемы кожно-оптической чувствительности». Ученые записки, сборник 33, Свердловский педагогический институт, Свердловск, 1965.

38. Новомейский А. С. Восприятие цветовых барьеров в условиях различной освещенности. «Вопросы психологии личности и познания». Тезисы докладов на научной конференции психологов Урала, Нижний Тагил, 1966.

39. Новомейский А. С., Судаков Н. И., Сюзев В. П. О распознавании признаков цвета через непрозрачные среды с помощью кожной чувствительности. «Материалы исследования кожно-оптической чувствительности». Челябинский педагогический институт, Челябинск, 1965.

40. Нюберг Н. Д. Зрение в пальцах. «Природа», 1963. 5.

41. Нюберг Н. Д. Зрение пальцами и ясновидение Л. Теплова. «Природа», 1964, 6.

42. Плеханов Г. Ф., Некоторые материалы по восприятию информации живыми системами. Сборник «Бионика», М., 1965.

43. Познанская Н. Б. Кожная чувствительность к видимому и инфракрасному облучению, Физиологический журнал СССР, т. 24, выпуск 4, 1938.

44. Свинина Н.Г. К. вопросу о процессе дистантного кожно-оптического чтения. «Вопросы психологии личности и познания». Тезисы докладов на научной конференции психологов Урала. Нижний Тагил, 1966.

45. Сворень Р..Она видит пальцами. «Юный натуралист», 1963,. 5.

46. Смирнов М.С., Бонгард М.М. О «кожном зрении» Р. Кулешовой. Академия наук СССР. «Биофизика», том Х. Выпуск 1. М., 1965.

47. Снякин П.Г. К вопросу о развитии взаимосвязи глазного и кожного световосприятия у человека. «Бюллетень экспериментальной биологии и медицины», 1964, 8.

48. Снова о тагильской загадке. «Наука и жизнь», 1963, 2.

49. Судаков Н.И. К вопросу о способности людей распознавать признаки окраски предметов при помощи ладоней рук в темноте. «VI научная конференция Уральского отделения общества психологов при АПН РСФСР», Тезисы докладов, Пермь, 1965.

50. Судаков Н. И. О различении цветовых тонов с помощью пальцев. «Проблемы кожно-оптической чувствительности». Ученые записки, сборник ЗЗ, Свердловский педагогический институт, Свердловск, 1965.

51. Судаков Н. И. О распознании признаков окраски предметов через непрозрачные среды при помощи рук в условиях перемены освещения. опросы психологии личности и познания". Тезисы докладов на научной конференции психологов Урала, Нижний Тагил, 1966.

52. Судаков Н.И. О распознавании цветовых тонов с помощью кожной чувствительности (материалы к проверке фоторецепторной гипотезы). Сборник «Материалы исследования кожно-оптической чувствительности», Челябинский педагогический институт, Челябинск, 1965.

53. Судаков Н.И., Новомейский А.С. Кожно-оптическое чувство и значение его развития у слепых и слабовидящих людей. Тот же сборник.

54. Распознавание цвета пальцами. «Наука и жизнь», 1963, 2.

55. Руки видят. «Советский Союз», 1963, 4.

56. Ховрин А. И, Редкая форма гиперестезии высших органов чувств. «Вопросы нервно-психической медицины», Киев, 1898, вып. 3 4.

57. Ф и ше л е в Я. Р. Добронравов С. Н. Ориентировка слепых в световых явлениях, Тезисы докладов на II съезде общества психологов. Выпуск 4. М., 1963.

58. Фишелев Я. Р. О светочувствительности кожных рецепторов и о моделирования этого явления. «VI научная конференция Уральского отделения общества психологов АПН РСФСР». Тезисы докладов, Пермь, 1965.

59. Фишелев Я.Р., Добронравов С.Н. О «кожном зрении» у человека. «Проблемы кожно-оптической чувствительности». Ученые записки, сборник 33, Свердловский педагогический институт, Свердловск, 1965.

60. Фишелев Я. Р. 06 ориентировке слепых в световых явлениях. "Вопросы психологии личности и познания". Тезисы докладов на научной конференции психологов Урала, Нижний Тагил, 1966.

61. Фишелев Я.Р. Исследование светочувствительности кожи у слепых и слабовидящих людей. Сб. «Материалы исследования кожно-оптической чувствительности», Челябинский педагогический институт, Челябинск, 1966.

62. Шевалев А. Да, кожное рение" существует. «Техника молодежи», 1965, 2.

Назад к списку                      

Hosted by uCoz